expoparts.ru использует cookie-файлы и обрабатывает персональные данные с использованием Яндекс Метрики и Google Analytics. Продолжая работу с сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием cookie.
ВХОД Регистрация
+7 499 705-70-58

24 июля 2024

Что такое вязкость моторного масла и как выбрать масло по вязкости

Что такое вязкость моторного масла и как выбрать масло по вязкости

Выбор моторного масла определяется его основными техническими характеристиками. Одна из них – это вязкость вещества, от которой во многом зависит корректность работы двигателя, а также интенсивность износа основных элементов и узлов агрегата. В соответствии с этим, показатель вязкости является одним из ключевых критериев подбора масел и определяет его эксплуатационные свойства. 

Определение вязкости масла 

Вязкость моторного масла – это мера его сопротивления течению, а также перемещению одного его слоя относительно другого. Данный показатель определяет, насколько легко или трудно течет данная жидкость в ДВС и насколько хорошо реализуются ее смазывающие свойства.

Общество автомобильных инженеров (SAE) установило стандарт SAE J300 для классификации вязкости моторных масел. Он предполагает использование системы двух чисел, разделенных буквой «W» (от слова «winter»), например, 10W-40. Первое число определяет степень вязкости при низких температурах и измеряется в сП. Чем ниже данный показатель, тем легче жидкость течет при низких температурах. Второе число указывает на вязкость при высоких температурах и измеряется в сСт. Чем оно выше, тем гуще масло при повышенной температуре. Кроме этого, существуют масла с фиксированной вязкостью при всех температурах, например, SAE 30 или SAE 50.

В соответствии со стандартом SAE, к моторному маслу предъявляются определенные требования, к числу которых относятся: 

  1. Хорошая прокачиваемость. Масляный насос должен без затруднений прокачивать техническую жидкость по системе, обеспечивая качественную смазку внутренних элементов. Это особенно важно при низких и отрицательных температурах.
  2. Оптимальная работа при высоких температурах. В процессе функционирования мотора при высоких температурах масло не должно расходоваться на угар или испаряться. 
  3. Обеспечение интенсивной защиты двигателя. Смазывающее вещество должно способствовать минимальной силе трения парных компонентов, уплотнению зазоров между деталями цилиндро-поршневой группы, а также обеспечивать защиту ДВС от перегрева. 

Вязкость моторного масла имеет решающее значение для двигателя и общего срока службы автомобиля. При выборе масла в соответствии со стандартом SAE J300 и рекомендациями производителя, гарантируется оптимальная смазка систем мотора, защита деталей от преждевременного износа, а также умеренный расход топлива.

Индекс вязкости и его характеристики 

Индекс вязкости (ИВ) определяет изменение вязкости моторного масла по мере возрастания температуры. Данный параметр относится к числу важнейших и должен обязательно учитываться при подборе технической жидкости. От него во многом зависит, насколько качественно и корректно будет работать двигатель в различных температурных условиях. Более высокий индекс указывает на то, что вязкость масла менее чувствительна к изменениям температуры. Это означает, что вещество будет сохранять свои смазочные свойства в более широком диапазоне температур.

Понятие вязкости и индекса вязкости различаются между собой: 

Вязкость 

Индекс вязкости 

Вязкость – мера сопротивления жидкости к течению. Предполагает статическое значение. 

Индекс вязкости – показатель, характеризующий изменения вязкости в разных температурных условиях. 

Учет допустимого показателя индекса вязкости масла для конкретного автомобиля – это залог его надежной защиты и качественной работы. 

Типы вязкости 

Специфика «поведения» технической жидкости в процессе работы двигателя определяет выделение двух типов вязкости: 

  1. Динамическая – измеряет сопротивление потоку масла при постоянной скорости сдвига. Она характеризуется как сила, необходимая для перемещения одного слоя жидкости относительно другого на расстоянии в один сантиметр при скорости сдвига в один сантиметр в секунду. Динамическая вязкость измеряется в сантипуазах (сП). Чем выше динамическая вязкость, тем гуще масло и тем труднее оно течет. Масла с высокой динамической вязкостью лучше защищают от износа, но могут создавать большее сопротивление в двигателе, что приводит к увеличению расхода топлива.
  2. Кинематическая – характеризует сопротивление потоку масла под действием силы тяжести. Она измеряется в сантистоксах (сСт) и определяется как отношение динамической вязкости к плотности масла. Жидкости с высокой кинематической вязкостью обеспечивают хорошую защиту ДВС и его комплектующих от износа, а также могут снижать расход топлива.

Динамическая и кинематическая вязкость связаны следующим уравнением:
Кинематическая вязкость = динамическая вязкость / плотность масла

Это означает, что кинематическая вязкость изменяется прямо пропорционально динамической вязкости и обратно пропорционально плотности масла.

Классификация вязкости моторного масла

Классификация технической жидкости в соответствии с данным показателем осуществляется на основании двух ключевых признаков. 

По сезонам 

Сезонная классификация вязкости моторного масла основана на его характеристиках при различных температурах. Существуют три основных типа сезонных жидкостей:

  1. Зимнее масло – имеет низкую вязкость, что облегчает запуск двигателя при низких температурах. Обозначается буквой «W» и числовым значением, указывающим его низкотемпературную вязкость, например 5W или 10W. 
  2. Летнее масло – имеет более высокую вязкость, благодаря чему обеспечивается лучшая защита от износа при высоких температурах. Обозначается числовым значением без буквы «W», например 30 или 40. 

Также существует всесезонное масло. Оно сочетает характеристики масла, предназначенного как для зимы, так и для лета, хорошо смазывает механизмы и узлы ДВС при различных температурах. Всесезонная жидкость обозначается двумя числами, разделенными буквой «W», например, 5W-30 или 10W-40. Первое число указывает на низкотемпературную вязкость, а второе число – на высокотемпературную. Подбирать техническую жидкость в соответствии с ее сезонностью необходимо с учетом региона и климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль. 

По типу двигателя

Моторные масла также классифицируются по типу двигателя, для которого они предназначены:

  1. Масла для бензиновых двигателей – разработаны специально для смазки бензиновых ДВС и содержат присадки, которые защищают от образования отложений и шлама.
  2. Масла для дизельных двигателей – предназначаются для защиты и корректной работы дизельных двигателей. В составе содержатся присадки, которые нейтрализуют кислоты, образующиеся при сгорании дизельного топлива.
  3. Масла для двухтактных двигателей – используются для смазки двухтактных моторов, предполагают наличие присадок, которые обеспечивают смазку при высоких температурах и защищают от образования нагара на свечах зажигания.

Кроме этого, существуют специальные технические жидкости, которые применяются в электромобилях. Они разработаны для обеспечения надежной защиты двигателей в автомобилях данной категории и оснащаются присадками, защищающими от коррозии и образования отложений в высоковольтных компонентах.

Классификация вязкости моторного масла по сезонам и типу двигателя существенно упрощает их выбор, от которого во многом зависит надежность и долговечность мотора.

Критерии выбора моторного масла в соответствии с вязкостью 

Выбор моторного масла для автомобиля – это не просто вопрос предпочтений, но и важный аспект, который напрямую влияет на производительность и долгосрочную надежность двигателя. Задаваясь вопросом, какую техническую жидкость заливать в мотор, важно понимать основные критерии ее подбора: 

  1. Рабочая температура. Важнейший фактор при выборе вязкости масла. Каждый двигатель имеет свой диапазон рабочих температур, в котором он функционирует наиболее эффективно. При высоких температурах вязкость вещества уменьшается, в то время как при низких – увеличивается. Это означает, что при выборе масла необходимо учитывать, как поведение жидкости в зависимости от температуры может повлиять на смазывающие свойства и эффективность работы мотора.
    Важно отметить, что при очень низких температурах затрудняется запуск двигателя, и масло с недостаточной вязкостью может не обеспечивать оптимальной защиты компонентов при первом старте. В то же время, слишком вязкое масло при высоких температурах может негативно сказываться на экономичности и мощности мотора. Соблюдение соответствия между вязкостью жидкости и температурными условиями работы ДВС позволяет избежать этих проблем.
  2. Сезонность. В зимний период предпочтительно использовать масла с низким числовым значением перед буквой «W», так как они обеспечивают хорошую текучесть на холоде и легче прокачиваются через двигатель при запуске в мороз. Летом требуется более высокий показатель вязкости, поскольку жидкость должна хорошо защищать двигатель в условиях высокой температуры и нагрузки. Практически каждый производитель масел предлагает широкий ассортимент продукции, которая подходит для разных сезонов использования. 
  3. Типы двигателя. Тип используемого двигателя – еще один важный аспект, который необходимо учитывать при выборе масла. В бензиновых двигателях, как правило, предпочтение отдается более легким маслам, которые обеспечивают эффективную экономию топлива и качественную защиту. Дизельные двигатели, начиная с повышенных температур и давления в цилиндрах, могут требовать более вязкой жидкости с достаточными антифрикционными свойствами.
  4. Условия эксплуатации. Кроме климата, на выбор масла влияет стиль вождения и условия его использования. При частой езде в городских пробках, коротких поездках и многократных пусках двигателя рекомендуется выбирать жидкость, обеспечивающую быструю текучесть при холодных запусках и защиту от износа. Для автомобилей, которые эксплуатируются в условиях высоких нагрузок, например, при буксировке тяжелых прицепов, требуется масло с более высокой вязкостью. Оно обеспечивает надежную защиту при экстремальных температурах.

Правильный выбор моторного масла в соответствии с данными рекомендациями поможет не только сохранить двигатель в хорошем состоянии на долгие годы, но и существенно повысит его производительность.

Последствия неправильного выбора вязкости масла

Недостаточно вязкая или густая техническая жидкость может стать причиной некорректной работы двигателя и преждевременного износа его комплектующих. Слишком густое масло приводит к повышению рабочей температуры мотора. Это влечет за собой интенсивную нагрузку на ключевые элементы мотора и их быстрый износ, а также окисление масла, из-за чего оно утрачивает свои практические свойства. 

Маловязкие масла в двигателях, которые не адаптированы к их использованию, не смогут создать достаточную по толщине пленку на поверхности деталей. В соответствии с этим, элементу будут плохо защищены от механического трения и износа. 

Избежать подобных проблем, а также риска появления масляного угара и клина мотора поможет грамотный подход к выбору качественного моторного масла с учетом его вязкости. Беря во внимание данное техническое свойство жидкости, можно обеспечить надежную защиту своего двигателя от серьезных неисправностей и увеличить срок его службы.

 

ВВЕРХ