Выбор моторного масла определяется его основными техническими характеристиками. Одна из них – это вязкость вещества, от которой во многом зависит корректность работы двигателя, а также интенсивность износа основных элементов и узлов агрегата. В соответствии с этим, показатель вязкости является одним из ключевых критериев подбора масел и определяет его эксплуатационные свойства.
Вязкость моторного масла – это мера его сопротивления течению, а также перемещению одного его слоя относительно другого. Данный показатель определяет, насколько легко или трудно течет данная жидкость в ДВС и насколько хорошо реализуются ее смазывающие свойства.
Общество автомобильных инженеров (SAE) установило стандарт SAE J300 для классификации вязкости моторных масел. Он предполагает использование системы двух чисел, разделенных буквой «W» (от слова «winter»), например, 10W-40. Первое число определяет степень вязкости при низких температурах и измеряется в сП. Чем ниже данный показатель, тем легче жидкость течет при низких температурах. Второе число указывает на вязкость при высоких температурах и измеряется в сСт. Чем оно выше, тем гуще масло при повышенной температуре. Кроме этого, существуют масла с фиксированной вязкостью при всех температурах, например, SAE 30 или SAE 50.
В соответствии со стандартом SAE, к моторному маслу предъявляются определенные требования, к числу которых относятся:
Вязкость моторного масла имеет решающее значение для двигателя и общего срока службы автомобиля. При выборе масла в соответствии со стандартом SAE J300 и рекомендациями производителя, гарантируется оптимальная смазка систем мотора, защита деталей от преждевременного износа, а также умеренный расход топлива.
Индекс вязкости (ИВ) определяет изменение вязкости моторного масла по мере возрастания температуры. Данный параметр относится к числу важнейших и должен обязательно учитываться при подборе технической жидкости. От него во многом зависит, насколько качественно и корректно будет работать двигатель в различных температурных условиях. Более высокий индекс указывает на то, что вязкость масла менее чувствительна к изменениям температуры. Это означает, что вещество будет сохранять свои смазочные свойства в более широком диапазоне температур.
Понятие вязкости и индекса вязкости различаются между собой:
Вязкость |
Индекс вязкости |
Вязкость – мера сопротивления жидкости к течению. Предполагает статическое значение. |
Индекс вязкости – показатель, характеризующий изменения вязкости в разных температурных условиях. |
Учет допустимого показателя индекса вязкости масла для конкретного автомобиля – это залог его надежной защиты и качественной работы.
Специфика «поведения» технической жидкости в процессе работы двигателя определяет выделение двух типов вязкости:
Динамическая и кинематическая вязкость связаны следующим уравнением:
Кинематическая вязкость = динамическая вязкость / плотность масла
Это означает, что кинематическая вязкость изменяется прямо пропорционально динамической вязкости и обратно пропорционально плотности масла.
Классификация технической жидкости в соответствии с данным показателем осуществляется на основании двух ключевых признаков.
Сезонная классификация вязкости моторного масла основана на его характеристиках при различных температурах. Существуют три основных типа сезонных жидкостей:
Также существует всесезонное масло. Оно сочетает характеристики масла, предназначенного как для зимы, так и для лета, хорошо смазывает механизмы и узлы ДВС при различных температурах. Всесезонная жидкость обозначается двумя числами, разделенными буквой «W», например, 5W-30 или 10W-40. Первое число указывает на низкотемпературную вязкость, а второе число – на высокотемпературную. Подбирать техническую жидкость в соответствии с ее сезонностью необходимо с учетом региона и климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль.
Моторные масла также классифицируются по типу двигателя, для которого они предназначены:
Кроме этого, существуют специальные технические жидкости, которые применяются в электромобилях. Они разработаны для обеспечения надежной защиты двигателей в автомобилях данной категории и оснащаются присадками, защищающими от коррозии и образования отложений в высоковольтных компонентах.
Классификация вязкости моторного масла по сезонам и типу двигателя существенно упрощает их выбор, от которого во многом зависит надежность и долговечность мотора.
Выбор моторного масла для автомобиля – это не просто вопрос предпочтений, но и важный аспект, который напрямую влияет на производительность и долгосрочную надежность двигателя. Задаваясь вопросом, какую техническую жидкость заливать в мотор, важно понимать основные критерии ее подбора:
Правильный выбор моторного масла в соответствии с данными рекомендациями поможет не только сохранить двигатель в хорошем состоянии на долгие годы, но и существенно повысит его производительность.
Недостаточно вязкая или густая техническая жидкость может стать причиной некорректной работы двигателя и преждевременного износа его комплектующих. Слишком густое масло приводит к повышению рабочей температуры мотора. Это влечет за собой интенсивную нагрузку на ключевые элементы мотора и их быстрый износ, а также окисление масла, из-за чего оно утрачивает свои практические свойства.
Маловязкие масла в двигателях, которые не адаптированы к их использованию, не смогут создать достаточную по толщине пленку на поверхности деталей. В соответствии с этим, элементу будут плохо защищены от механического трения и износа.
Избежать подобных проблем, а также риска появления масляного угара и клина мотора поможет грамотный подход к выбору качественного моторного масла с учетом его вязкости. Беря во внимание данное техническое свойство жидкости, можно обеспечить надежную защиту своего двигателя от серьезных неисправностей и увеличить срок его службы.